Юридическая служба на предприятии, ее роль и функции


Бесплатная юридическая консультация:

Юридическая служба — самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Оглавление:

Основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу:

а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия;

б) активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально — экономического развития;

в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;


Бесплатная юридическая консультация:

г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;

д) правовое воспитание трудящихся.

Основные обязанности юридической службы:

1. проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера;

2. осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства;


Бесплатная юридическая консультация:

3. подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии;

4. участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;

5. рганизация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров;

6. организация и ведение претензионно — исковой работы;

7. участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности;


Бесплатная юридическая консультация:

8. осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;

9. представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

10. обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков;

11. участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию;

12. консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;


Бесплатная юридическая консультация:

13. участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово — хозяйственной деятельности предприятия;

14. подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию;

15. организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.

Работники юридической службы правомочны:

1. проверять соблюдение законности в деятельности предприятия в целом, а также в его отдельных структурных подразделениях;

2. требовать в случаях необходимости от руководителей и иных должностных лиц соответствующую документацию;


Бесплатная юридическая консультация:

3. с согласия руководства привлекать соответствующих работников для оказания помощи в осуществлении мероприятий, проводимых юридической службой.

При выполнении своих должностных обязанностей работники юридической службы используют различные формы и методы:

— проверяют соответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектов приказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документы не противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе по заключению хозяйственных договоров;

— представляют интересы предприятия в общих, арбитражных и третейских судах;

— консультируют руководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового, финансового, гражданского и другого законодательства;


Бесплатная юридическая консультация:

— вносят предложения своему руководству об изменении или отмене устаревших приказов;

— ведут пропаганду законодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новом законодательстве, и выполняют другую юридическую работу.

В своей повседневной деятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастую участвуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатности и других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующих формах:

— участие в проверках соблюдения законодательства об охране собственности;

— разработка мероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другими службами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическими лабораториями и т.д.);

Бесплатная юридическая консультация:

— оформление материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции для передачи их в следственные или судебные органы;

— участие в работе по возмещению ущерба, причиненного предприятию;

— участие в работе по обеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей.

Следует обратить внимание на классификацию форм организации юридической службы:

а) юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.


Бесплатная юридическая консультация:

б) выполнение юридических функций по совместительству.

Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно.

в) юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.

г) выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.

д) юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.

Суть такой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах.


Бесплатная юридическая консультация:

Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. В настоящее время ее роль в хозяйственной деятельности высока. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.

Источник: http://studopedia.ru/17_137816_yuridicheskaya-sluzhba-na-predpriyatii-ee-rol-i-funktsii.html

Единая Юридическая Служба

Юридическая консультация

Консультация юриста бесплатно

  • Главная

Юридическая консультация

Юридическая консультация наших юристов — адвокатов выражается в действиях, направленных на доступное обеспечение населения Москвы и Московской области правовой информацией и рекомендациями, помощью в оперативном и правильном применении законов для реализации личных, гражданских и административных прав в обществе. Целью юридической консультации специалистами ЕЮС является оптимальная и своевременная профессиональная помощь при получении населением Москвы и Московской области личных и социальных благ в различных сферах гражданских и административных отношений.

Почему мы берем на себя такую ответственность – давать юридические консультации?

Многочисленные предложения юридических компаний об оказании юридических консультаций и юридической помощи, в настоящее время зачастую становятся пустыми обещаниями и неоправданной тратой времени и средств. Это происходит потому, что заинтересованность многих юридических компаний изначально заключается не в оказании юридической помощи или даче полезной юридической консультации, а в получении материальной выгоды от обратившегося.


Бесплатная юридическая консультация:

Целенаправленность юридических консультаций юристов — адвокатов ЕЮС и многолетний опыт добросовестных специалистов приводит к желаемым для обратившихся последствиям, независимо от степени сложности ситуации. Рекомендации по применению оптимальных действий в конкретной ситуации действительно работают, поэтому мы берём на себя ответственность за достоверность информации и положительное разрешение вашей ситуации.

Несколько способов получить юридическую консультацию

Самый быстрый способ получить юридическую консультацию

  • Позвонить по телефонам, указанным на нашем сайте. Это займет несколько секунд.

Самый удобный способ получить юридическую консультацию

  • Отправить сообщение с сайта ЕЮС. Юрист сам позвонит Вам на Ваш номер телефона или напишет Вам ответ на сообщение в течение нескольких минут.

Самый правильный способ получить юридическую консультацию

  • Подъехать в офис на очную консультацию юриста и получить более полную и подробную юридическую консультацию, с применением проанализированных документальных подтверждений. Очная консультация юриста — адвоката предварительно согласуется с юристом по телефону .

Выбор вида и способа получения юридической консультации зависит от степени необходимости получения юридической помощи.


Бесплатная юридическая консультация:

Бесплатная юридическая консультация в Москве

Профессиональные юристы Единой юридической службы гарантированно помогают в решении юридических вопросов. Бесплатная юридическая консультация онлайн помогает оперативно разобраться в тонкостях права и сократить срок решения юридического вопроса. Обратившемуся за бесплатной юридической консультацией не нужно тратить время на изучение многочисленных законов, норм права и подзаконных нормативных актов, сдачу квалификационного экзамена. Можно просто спросить у юриста и получить бесплатную юридическую консультацию онлайн. Юристы и адвокаты окажут бесплатную юридическую консультацию на доступном и понятном для обратившегося языке. Бесплатная юридическая консультация не оставит вопросов и сомнений в выборе правильного направления движения в сторону положительного решения сложившейся ситуации.

Источник: http://jurist-gp.ru/

Юридическая служба Москвы

Все наши адвокаты и юристы имеют высшее образование, являются выпускниками ведущих Вузов города Москвы. Имеют не менее 5 лет опыта по разрешению правовых конфликтов. Начните решать проблему. Записывайтесь на консультацию к нашим адвокатам.

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ПРИЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ . ЗАДАТЬ СВОИ ВОПРОСЫ И ЗАПИСАТЬСЯ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: , .

Вы можете оказаться в различных ситуациях, когда Вам потребуется юридическая служба Москвы, защита и представительство в Суде и иных органах. Если Вы являетесь участником судебного процесса, участником гражданского спора и т.д., то для благоприятного исхода дела Вам обязательно понадобится представительство адвоката.Только участие в деле опытного профессионала может гарантировать Вам, что полученный результат – максимально благоприятный исход дела.

Наши адвокаты компетентны в юридических вопросах различных отраслей права, они обеспечат Вам представительство адвоката в суде, оказав своевременную юридическую помощь, окажут первичную юридическую консультацию в ходе которой определятся с тактикой защиты и представительства для успешного разрешения Вашего дела.


Бесплатная юридическая консультация:

Юрист, Адвокат, Юридическая консультация, Адвокат по Наследству, Адвокат по Семейным спорам и разделу имущества, Адвокат по Трудовым, Адвокат по Земельным делам, Адвокат по Налоговым и Арбитражным делам, Адвокат по Договорным спорам и признанию сделок недействительными, Адвокат по Установлению юридических фактов, Адвокат по Уголовным делам, Адвокат по Страховым делам, Адвокат по Арбитражу, Адвокат по Возврату долгов, Адвокат по Защите прав потребителей, Юрист по Жилищным, Юрист по Наследству, Юрист по Семейным спорам и разделу имущества, Юрист по Трудовым, Юрист по Земельным делам, Юрист по Налоговым и Арбитражным делам, Юрист по Договорным спорам и признанию сделок недействительными, Юрист по Установлению юридических фактов, Юрист по Уголовным делам, Юрист по Страховым делам, Юрист по Арбитражу, Юрист по Возврату долгов, Юрист по Защите прав потребителей

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ:

Юридическая компания «Правовой Центр» – это группа компаний расположенных в Москве и Московской области, состоящая из юристов, способных успешно решать вопросы судебного и досудебного урегулирования спора.

Источник: http://urist-1.ru/yuridicheskaya-sluzhba-moskvy

Юридическая служба

1. Сущность, цели и задачи юридической службы. В современных условиях командиры и начальники не могут эффективно управлять подчиненным личным составом, использовать свои функции без соответствующего правового обеспечения.

В органах военного управления, на предприятиях, в организациях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации функцию непосредственного организатора правовой работы выполняет юридическая служба, составляющая часть аппарата военного управления, действующая на основании Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100.


Бесплатная юридическая консультация:

Выявление социальной сущности юридической службы необходимо, на наш взгляд, начать с того, что понятие "юридическая служба" применятся в двух аспектах. Во-первых, для обозначения соответствующей деятельности в сфере государственного управления, во-вторых, для обозначения части структуры аппарата управления.

Социальная сущность юридической службы заключается:

— во-первых, в предназначении для решения правовых вопросов, возникающих в деятельности органов военного управления, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций армии и флота;

— во-вторых, в обеспечении законности в управленческой деятельности, правопорядка, эффективности нормотворческой, правоприменительной, правовоспитательной деятельности органов военного управления;

— в-третьих, в целевом предназначении для проведения правовой работы, ее методического обеспечения и деятельности в качестве специализированных функциональных подразделений органов военного управления;


Бесплатная юридическая консультация:

— в-четвертых, в непосредственной направленности на обеспечение законности в деятельности органов военного управления соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, т.е. организационно-правовом обеспечении законности;

— в-пятых, в том, что у нее больше возможностей не допустить правонарушений, чем устранить их впоследствии, что придает ей профилактическую, в том числе криминологическую направленность.

Подразделения и должностные лица юридической службы являются структурно обособленными частями аппарата органов военного управления. Поэтому им присущи самостоятельные цель, задачи, функции деятельности.

Основная цель юридической службы — проведение правовой работы в органах военного управления для обеспечения их основной деятельности, в том числе:

— обеспечение законности в деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил;


Бесплатная юридическая консультация:

— оказание правовой помощи органам военного управления;

— защита прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными задачами подразделений юридической службы являются:

— правовая экспертиза проектов приказов и директив соответствующих командиров (начальников);

— правовая экспертиза разрабатываемых или поступивших из Министерства обороны Российской Федерации проектов законов и международных договоров и иных проектов нормативных правовых актов по военным вопросам;


Бесплатная юридическая консультация:

— методическое руководство правовой работой и анализ ее состояния по результатам юридических проверок и итоговым докладам подразделений юридической службы, подготовка предложений по ее улучшению;

— руководство подразделениями юридической службы нижестоящих органов военного управления по специальным вопросам;

— правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой органами военного управления, воинскими частями;

— участие по указанию соответствующих командиров (начальников) в осуществлении защиты прав и законных интересов органов военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

— организация систематизированного учета нормативных правовых актов и ведение их контрольных экземпляров;


Бесплатная юридическая консультация:

— участие в организации соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала российского законодательства, норм международного гуманитарного права;

— консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

— участие в организации правового обучения руководящего состава (командиров воинских частей как органов дознания), дознавателей воинских частей, а также в обучении по иным правовым вопросам и в пропаганде законодательства;

— участие в организации работы нештатных гарнизонных юридических консультаций по оказанию правовой помощи военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей;

— осуществление взаимодействия подразделений юридической службы с органами военной прокуратуры и военными судами в целях содействия в обеспечении законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Укрепление законности в деятельности органов военного управления и предупреждение правонарушений военнослужащих — одна из основных задач юридической службы. Но эту же задачу решают и другие органы и должностные лица аппарата военного управления. Это прежде всего командиры и начальники.

Командир (начальник) несет прямую ответственность за состояние законности во вверенной ему воинской части (учреждении). В его обязанности входит проведение мероприятий организационного, воспитательного и юридического характера (подбор и расстановка кадров, проведение служебных совещаний, индивидуально-воспитательная работа, а также издание приказов и иных правовых актов и т.д.). В укреплении законности в Вооруженных Силах участвуют органы военной прокуратуры, военные суды.

Эффективность работы юридической службы по обеспечению законности определяется ее возможностями и спецификой правового положения, теми методами, формами работы, которыми она располагает как специализированная служба в осуществлении нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной работы.

Широкий круг обязанностей в области осуществления правовой работы по обеспечению законности, правопорядка, предупреждения правонарушений выделяет юридическую службу из числа всех субъектов правовой работы и выводит юридическую службу в непосредственные организаторы правовой работы, имеющей и криминологическую направленность.

Основным назначением юридической службы является обеспечение законности в правовой работе органов военного управления, непосредственная работа по защите прав, укреплению воинской дисциплины, правопорядка, предупреждению правонарушений военнослужащих.


Бесплатная юридическая консультация:

В отличие от прокуратуры, суда юридическая служба призвана обеспечивать законность непосредственно в процессе правовой деятельности военного командования. Это обусловливает необходимость ее криминологической направленности в организационно-методической работе по предупреждению правонарушений.

Роль юридической службы в укреплении правопорядка, предупреждении правонарушений напрямую зависит от меры участия в анализе дисциплинарной практики, в выявлении криминогенных факторов, формировании управленческих решений в сфере правовой работы. Квалифицированное участие юристов может вносить наиболее существенный вклад в обеспечение правового содержания и юридической надежности деятельности командиров и начальников, в том числе и по предупреждению правонарушений.

2. Функции юридической службы. Юридическая служба участвует в реализации различных функций управления: организации, координации, контроле. Причем отличительной чертой такого участия является то, что юридическая служба специально создана для обеспечения законности деятельности органов военного управления, и это ее назначение накладывает отпечаток на формы участия юридической службы в реализации всех функций управления.

Однако юридическая служба не только участвует в управленческой деятельности. Она, кроме этого, обеспечивает участие воинских частей как юридических лиц в правоотношениях. На юридическую службу возложены задачи по оказанию правовой помощи общественным организациям, действующим в армии и на флоте, отдельным военнослужащим, рабочим и служащим армии и флота.

Функции юридической службы органически связаны с функциями других структурных подразделений органа военного управления, воинской части. Связь эта, на наш взгляд, выражается, во-первых, в том, что, сливаясь с функциями других структурных подразделений, функции юридической службы способствуют реализации функций органа управления; во-вторых, юридическая служба оказывает правовую помощь другим структурным подразделениям в реализации ими своих собственных функций; в-третьих, она присущими ей средствами обеспечивает реализацию важнейшего принципа деятельности органов военного управления — законности. Вместе с тем, поскольку юридическая служба связана с правовой деятельностью органов военного управления, воинских частей, функции этой службы имеют свои специфические особенности. Они связаны главным образом с применением норм права и совершенствованием действий юридического характера, выполняются в определенных формах и определенными методами, требующими специальных правовых знаний и профессиональной подготовки в области права.

Следовательно, юридическая служба имеет самостоятельные функции, отличные от функций других отделов и служб органа управления, воинской части. Это определяется самим назначением юридической службы, деятельностью, которую осуществляют ее работники, обладающие теоретическими и практическими знаниями в области военного права, а также профессиональными навыками в практике реализации военно-правовых норм.

Основными функциями подразделений юридической службы являются: правовое обеспечение защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей, военнослужащих и членов их семей; правовое обеспечение деятельности военного командования по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка, предупреждению правонарушений военнослужащих; обеспечение подготовки и издания органом военного управления, воинской частью правовых актов; правовая подготовка военнослужащих; методическое руководство правовой работой в подведомственных органах военного управления, воинских частях, военно-учебных заведениях; справочно-информационная работа по военному законодательству.

Основные направления работы юридической службы, общие для правовой работы органов военного управления, воинских частей по защите прав и законных интересов военнослужащих и органов военного управления, следующие:

— участие в организации правовой работы в области защиты прав и законных интересов военнослужащих главным образом путем подготовки проектов нормативных актов — приказов, инструкций, постановлений, руководств и т.п., регламентирующих эту работу в органах военного управления, воинских частях;

— правовая экспертиза проектов нормативных правовых и иных актов, издаваемых военным управлением, воинскими частями в процессе правоохранительной деятельности;

— оказание правовой помощи структурным подразделениям, организациям общественности в процессе выполнения ими тех или иных мероприятий по защите прав и законных интересов органа военного управления, воинской части;

— анализ (участие в анализе) состояния правовой работы по защите прав и законных интересов военнослужащих, а также состояния воинской дисциплины и выработка предложений по ее укреплению, осуществление соответствующих мер по укреплению законности и правопорядка;

— разъяснение действующего законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов военнослужащих, органов военного управления, воинских частей, организация и осуществление правовой подготовки военнослужащих.

3. Полномочия юридической службы. Юридическая служба как подразделение органа военного управления, аппарата управления воинской части, выступает субъектом различных правоотношений, т.е. носителем различных прав и обязанностей. Пределы юридических возможностей устанавливаются объемом полномочий, которыми наделяется юридическая служба.

Под полномочиями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации понимаются взятые в единстве ее права и обязанности по осуществлению правовой работы.

Должностные лица юридической службы имеют право:

— проверять состояние правовой работы в соответствующих органах военного управления, а также организацию деятельности подразделений юридической службы нижестоящих органов военного управления;

— получать от соответствующих должностных лиц в установленном порядке документы, справки, расчеты, договоры и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

— давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности органов военного управления;

— представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности виновных лиц;

— участвовать в заседаниях военных советов, служебных совещаниях, проводимых соответствующими командирами (начальниками).

Должностные лица юридической службы несут ответственность за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых ими проектов приказов, директив и других документов.

В случае несоответствия проектов действующим нормативным правовым актам начальники подразделений юридической службы, не визируя эти проекты, дают заключения с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.

При обнаружении нарушений законности в деятельности органа военного управления или должностных лиц начальник подразделения юридической службы (должностное лицо) докладывает об этом соответствующему командиру (начальнику) для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

Командир (начальник), имеющий в своем непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, обязан:

— утвердить должностные обязанности начальника подразделения (должностного лица) юридической службы, разработанные в соответствии с Положением о юридической службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и с учетом особенностей и задач, решаемых органом военного управления;

— обеспечивать подразделение (должностное лицо) юридической службы материалами, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей и его служебной деятельности;

— рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы и принимать меры в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений законности.

Правовая работа во многом зависит от инициативы, учета передового опыта, поэтому она требует постоянного, эффективного и своевременного методического руководства.

В настоящее время за юридической службой Вооруженных Сил закреплено право осуществлять методическое руководство правовой работой, анализ ее состояния.

Такое же право, но уже в масштабах видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, закреплено за соответствующими подразделениями юридической службы.

В современных условиях актуализируется роль помощника командира по правовой работе в предупреждении правонарушений среди личного состава воинских частей и подразделений.

На помощника командира полка по правовой работе возлагаются:

— проведение экспертизы проектов приказов командира полка;

— участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

— участие по указанию командира полка в осуществлении защиты законных прав и интересов полка, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам их служебной деятельности;

— правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в полку;

— участие в организации и осуществлении изучения личным составом полка действующего законодательства и норм международного гуманитарного права;

— участие в проводимых командиром полка и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала полка;

— участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона и др.

Помощник командира по правовой работе в сфере предупреждения правонарушений обладает преимуществом перед другими субъектами профилактической деятельности, состоящим в том, что может непосредственно влиять на причины и условия, способствующие совершению преступлений, других правонарушений.

В ходе проверок правовой работы в частях и подразделениях помощник командира по правовой работе в первую очередь должен обращать внимание на то, как осуществляется поддержание воинской дисциплины, уставного порядка в части, какая проводится работа по противодействию преступлениям и проступкам. При обнаружении недостатков в работе командиров частей, подразделений по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений он немедленно должен доложить непосредственному начальнику об этих недостатках и внести свои предложения по их устранению.

4. Организация и структура юридической службы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, решением министра обороны Российской Федерации осуществлены меры по укреплению юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100 утверждено Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководство юридической службой Вооруженных Сил осуществляет начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Он является главным специалистом в Вооруженных Силах по правовым вопросам и подчиняется непосредственно министру обороны Российской Федерации. В зависимости от правового положения органа военного управления и его места в системе федерального органа исполнительной власти в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации система подразделений юридической службы включает в себя четыре уровня:

1) юридическая служба Российской Федерации;

2) юридические службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления, военных округов, флотов, старший юрисконсульт рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

3) старший юрисконсульт армии, флота, помощник командира корпуса, эскадры, дивизии и им равных по правовой работе, помощники начальников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, военных комиссариатов по правовой работе;

4) помощник командира бригады, полка, корабля 1 ранга по правовой работе, юрисконсульта учреждений, отделов, служб, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подразделение юридической службы является структурным подразделением в штате соответствующего органа военного управления и непосредственно подчинено (в том числе и отдельные должности) командиру (начальнику) данного органа.

Структура юридической службы определяется штатами, утверждаемыми Генеральным штабом.

Деятельность подразделений и должностных лиц юридической службы основывается на принципах законности; централизации руководства юридической службой; единоначалия; соответствия структуры подразделений юридической службы организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, возлагаемым на них задачам, законодательству и экономическим возможностям; соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

При централизованном управлении действующее законодательство предусматривает следующие формы подчиненности: непосредственное, прямое и подчинение по специальным вопросам (в специальном отношении). На основании Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации начальники юридических служб, старшие юрисконсульты и помощники по правовой работе находятся в непосредственном подчинении командира (начальника) органа военного управления. Например, начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации подчиняется непосредственно министру обороны Российской Федерации, в то же время юрисконсульты подразделений юридической службы находятся в прямом подчинении указанных командиров (начальников).

Что же касается подчинения в специальном отношении, то оно проявляется в структуре юридической службы и ее месте в системе органов военного управления.

Так, начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет руководство юридической службой по специальным, отнесенным к его ведению вопросам. Начальник юридической службы вида Вооруженных Сил Российской Федерации по специальным вопросам руководствуется указаниями начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а старший юрисконсульт армии (флотилии) — соответственно указаниями начальников подразделений юридических служб вышестоящих органов военного управления.

Кроме того, назначение на должность в юридическую службу и переназначение производятся с учетом мнения начальника вышестоящего подразделения юридической службы, а по категориям должностей — от помощника командира соединения по правовой работе, им равным и выше — по согласованию с начальником Управления делами Министерства обороны — начальником Управления делами — начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Соответствующие обязанности по организации деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы вышеназванным Положением возлагаются на командиров и начальников.

Переподчинять военнослужащих и лиц гражданского персонала подразделений юридической службы другим должностным лицам, а также возлагать на них обязанности, не предусмотренные указанным Положением, запрещается.

Целостность юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивается наличием:

— в видах Вооруженных Сил, родах войск, военных округах (флотах), в главных и центральных управлениях Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил — юридических служб;

— в армиях (флотилиях) — старших юрисконсультов;

— в корпусах (эскадрах) дивизиях, бригадах, полках — помощников командиров по правовой работе;

— в военных академиях — помощников начальников академий по правовой работе — старших преподавателей (преподавателей) правовых дисциплин;

— в военных училищах — помощников начальников училищ по правовой работе — старших преподавателей.

Подразделения юридической службы являются самостоятельными структурными подразделениями органов военного управления, в штате которых они состоят, и создаются для ведения правовой работы, обеспечения законности нормотворческой и правоприменительной деятельности в этих органах военного управления, оказания им правовой помощи, защиты их прав и законных интересов.

Самостоятельность является важным признаком, характеризующим подразделения юридической службы, и заключается в следующем:

— подразделение юридической службы подчинено непосредственно командиру (начальнику) того органа военного управления, в штате которого оно состоит, и переподчинять его другим должностным лицам запрещается;

— подразделение юридической службы самостоятельно планирует свою работу и утверждает планы основных мероприятий непосредственно у руководителя того органа военного управления, в штате которого оно состоит;

— подразделение юридической службы свободно в принятии решения по вопросам, относящимся к его ведению, и руководствуется при этом исключительно действующим законодательством;

— подразделение юридической службы самостоятельно отчитывается непосредственно перед руководителем военной организации, в штате которой оно состоит, о ведении и состоянии правовой работы в этой организации.

Другим важным признаком подразделений юридической службы является то, что они являются структурными, т.е. организационно входят в структуру органа управления и находятся во взаимодействии и определенной связи с другими элементами (подразделениями) этой структуры. При этом следует отметить, что подразделение юридической службы является одновременно элементом двух системных иерархических структур, а именно, с одной стороны, оно входит в состав органа военного управления, руководителю которого непосредственно и подчиняется, а с другой стороны, является подразделением системы юридической службы Вооруженных Сил и подчиняется по специальным, относящимся к его ведению, вопросам подразделениям юридической службы вышестоящих органов военного управления.

Должностные лица подразделений юридической службы в соответствии с нормами международного гуманитарного права являются юридическими советниками по вопросам его применения, участвуют в правовом обеспечении планирования боевых действий и обеспечивают законность принимаемых командованием решений и действий.

Реклама на сайте

Новости

Copyright © All Rights Reserved.

Источник: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/voen-prav/049.php

Статус юридической службы в организации

В настоящее время существует единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность юридических служб, — Постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительном комитете совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (далее — Постановление N 467).

Постановление N 467 впервые на многие годы стало единственным документом, определившим правовой статус юридической службы, и, хотя содержит во многом неактуальные понятия, не соответствующие современным реалиям, действует по настоящее время.

Постановлением определяется правовой статус юридической службы или юрисконсульта как в структурах органов государственной власти, так и в любой организации; установлены основы деятельности юридической службы:

основные задачи юридической службы;

порядок назначения на должность;

порядок подчинения юридической службы руководителю;

обязанности юридической службы;

ответственность сотрудников юридической службы;

действия в случае обнаружения нарушений законности;

действия в случае установления несоответствия законодательству представляемых на подпись руководителю правовых документов (отказ от визирования).

Данное Постановление определяет упомянутые позиции лишь в самом общем виде. В нем отсутствуют такие основополагающие моменты, как правовые основы создания юридической службы в организации, структура и права юридической службы, взаимодействие с другими подразделениями.

Юридическая служба в организации является наиболее важной из всех подразделений в организации, поскольку только при ее наличии организация может эффективно работать.

Юридическую службу в организации можно определить как подразделение, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.

Почти любой аспект деятельности организации требует в тот или иной момент включения в процесс юристов, идет ли речь о юридическом сопровождении бизнес-процессов в коммерческой организации или о том или ином направлении деятельности, например, органа государственной власти. Тем не менее перед любой юридической службой ставятся приоритетные задачи.

В самом же общем виде можно обрисовать задачи юридической службы как:

обеспечение законности в деятельности организации; защиту прав и интересов организации;

обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации.

Разумеется, задачи, роль и значение юридической службы в организации могут быть различными. Во многом это зависит от задач, которые определяются направлением деятельности организации.

К сожалению, ввиду отсутствия культуры уважения к праву в целом в организациях зачастую отсутствует и уважение к юристу, работающему и в коммерческой организации, и, например, в министерстве. До сих пор у многих складывается мнение о том, что юристы — это сотрудники, которые призваны «тормозить» деятельность, принимая решения, которые не позволяют реализовать свои полномочия другим сотрудникам. Задача же, прежде всего руководителя юридической службы, заключается в создании и эффективной деятельности юридической службы, выстраивании таких отношений между возглавляемым им отделом, руководителем организации и другими подразделениями, которые повышали бы статус юридической службы и воспитывали уважение к ее деятельности.

Создание и деятельность юридической службы осуществляются в том же порядке, что и создание любого другого подразделения в организации в соответствии с порядком, установленным уставом и локальными нормативными актами организации.

Если руководством организации принято решение о формировании юридической службы, в штатное расписание вносятся соответствующие изменения. Самым главным документом, регламентирующим деятельность юридической службы, безусловно, является Положение о юридической службе.

Положение создается руководителем юридической службы и утверждается руководителем организации (Приложения 1 и 2).

Положение о юридической службе определяет следующее:

ответственность сотрудников службы;

взаимодействие службы с другими подразделениями.

Важно, чтобы в разработке положения участвовал руководитель службы. Это позволит наиболее полно отразить права и обязанности вверенного ему подразделения, наделить юридическую службу большим объемом полномочий, максимально урегулировать деятельность службы, чтобы в дальнейшим облегчить взаимодействие с другими структурными подразделениями.

Юридическая служба исходя из стоящих перед ней задач может осуществлять следующие функции.

В сфере обеспечения законности в деятельности организации:

проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов организации путем предварительной проверки соответствия действующему законодательству решений общего собрания акционеров и совета директоров, приказов, распоряжений, инструкций, других организационно-распорядительных документов, подготавливаемых в организации, а также участие в необходимых случаях в подготовке этих документов;

подготовка предложений с участием заинтересованных служб о признании утратившими силу или об изменении локальных нормативных актов в связи с изменением действующего законодательства;

обеспечение систематизированного учета локальных нормативных актов организации.

В сфере договорной работы:

подготовка и участие совместно с заинтересованными службами проектов договоров, их юридическая экспертиза, визирование, представление руководителю организации предложений об устранении выявленных в ходе экспертизы договоров несоответствий действующему законодательству;

участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной дисциплины, анализ причин неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией и его контрагентами договорных обязательств, представление предложений об устранении выявленных недостатков.

В сфере претензионно-исковой работы:

подготовка совместно с заинтересованными службами претензий и исков, ответов на претензии и отзывов на иски от имени организации в суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

представительство с целью защиты интересов организации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

обеспечение анализа предъявления претензий и обобщение результатов рассмотрения судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации;

участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, и подготовки заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности;

организация работы по обеспечению в организации установленного законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;

организация работы по учету претензий, исков, ответов на претензии и отзывов на иски и других документов, связанных с претензионно-исковой работой.

В сфере правового обеспечения социального партнерства и трудовых отношений:

участие в разработке условий и в заключении коллективного договора;

участие в подготовке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины в организации, по пресечению фактов хищения или иного причинения убытков организации его работниками;

подготовка заключений по предложениям должностных лиц организации о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности, юридическая экспертиза и визирование приказов, а в случае несоответствия приказа действующему законодательству — представление руководству предложений о законном решении того или иного вопроса;

участие в заключении с работниками договоров об индивидуальной и коллективной материальной ответственности;

участие в разработке ученических договоров, договоров о направлении работников на обучение;

участие в подготовке аттестации работников, правовое обеспечение организации деятельности аттестационной комиссии;

юридическое сопровождение всех форм работы с персоналом — конкурсный отбор, адаптация, ротация, стажировки, рост карьеры персонала;

оказание правовой помощи профсоюзной организации и другим представительным органам работников (если таковые имеются в организации);

представительство в уполномоченных органах по разрешению трудовых споров (конфликтов);

консультирование работников организации по правовым вопросам.

В сфере работы с доверенностями:

обеспечение систематизированного учета доверенностей;

организация работы по подготовке доверенностей.

В сфере корпоративного управления (если речь идет об акционерном обществе) — обеспечение функционирования акционерного общества как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:

обеспечение законности функционирования органов управления и контроля акционерной организации;

участие в подготовке проектов решений совета директоров, коллегиального и единоличного органа;

участие в работе, проводимой отделом ценных бумаг, а при его отсутствии — оформление выпуска и обращения ценных бумаг, подготовка отчетов о размещении ценных бумаг, отчетов эмитента по ценным бумагам в порядке, установленном органами; обеспечение информирования акционеров о деятельности организации, о проведении общих собраний акционеров и осуществление других мер, связанных с проведением общих собраний;

консультирование акционеров организации по правовым вопросам.

В сфере оформления прав на недвижимое имущество организации (в случае отсутствия в организации отдела по работе с недвижимым имуществом):

обеспечение систематизированного учета объектов недвижимого имущества организации;

организация работы по осуществлению государственной регистрации объектов недвижимого имущества организации.

В сфере формирования правовой культуры организации:

обеспечение коллектива общества информацией о действующем законодательстве, организация изучения должностными лицами и специалистами общества законодательства, иных правовых актов общества;

участие в обучении персонала общества правовым дисциплинам.

В зависимости от организационно-правовой формы и структуры организации можно выявить ряд других функций.

В вертикально интегрированных компаниях:

стандартизация юридических бизнес-процессов по всем направлениям юридической деятельности;

построение системы корпоративного управления группой компаний.

В федеральных органах исполнительной власти:

подготовка проектов федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;

участие в разработке предложений о совершенствовании государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и по уточнению полномочий данного органа.

Структура и штат службы, как правило, определяются объемом работы по правовому сопровождению деятельности организации. Объем правовой работы непосредственно зависит от ее размера.

Небольшим организациям с невысоким уровнем потребности в правовом сопровождении нет необходимости содержать штатного юрисконсульта на постоянной основе, а тем более в юридическом отделе. Для подобных организаций наиболее целесообразно привлечение юриста не на полный рабочий день, а совместителем, работающим в определенные часы несколько раз в неделю. Можно привлечь консалтинговую организацию, специализирующуюся на оказании юридических услуг. В любом случае это более выгодно, поскольку избавляет от материальных потерь, связанных с отсутствием юриста. Например, очень часто небольшие компании, осуществляющие один вид деятельности, но не имеющие юриста или юридического отдела, составляют типовой договор и используют его в работе. Однако, как правило, его качественный уровень оставляет желать лучшего и в какой-то момент появляются претензии, а затем судебные споры, вытекающие из условий этого договора, приводящие к материальным и трудовым затратам, а иногда и бросающие тень на репутацию компании. Своевременно и юридически правильно составленный договор помог бы этого избежать.

Деятельность же крупной организации нельзя представить без юридической службы. Ее размер может варьироваться в зависимости от потребностей организации.

Структура юридической службы, как правило, следующая:

заместители (один и более);

В крупных организациях юрисконсульты часто именуются специалистами.

В структуру юридической службы могут входить подразделения, которые занимаются вопросами корпоративного управления или работой с объектами недвижимого имущества.

Структуру и состав юридической службы определяет руководитель организации. В некоторых организациях существуют заместители руководителя, отвечающие за правовую работу. В любом случае делается это по представлению руководителя службы. В формировании эффективно работающего подразделения велика роль руководителя службы.

Юридическая служба может иметь различные наименования: департамент, управление, отдел.

Как правило, это зависит от величины юридического подразделения. Крупные компании (нефтегазовый сектор) имеют юридический департамент, который, в свою очередь, делится на управления по конкретному направлению (управление претензионно-исковой работы, управление договорно-правовой работы и т.п.)

Независимо от того, какую структуру имеет юридическая служба, важны роль и место руководителя.

Правовой статус руководителя юридической службы определяется в соответствии должностной инструкцией (Приложение 3). Но современный руководитель юридической службы — это в том числе хороший управленец. Наряду с глубоким знанием законодательства и опытом он должен обладать и качествами менеджера.

В этом смысле целесообразно установить каждому юристу специализацию на том или ином направлении деятельности (специалист по договорной работе, претензионно-исковой работе и т.п.) Специализация зависит от функций, выполняемых юридической службой.

Выполнение возложенных на юридическую службу функций невозможно без наделения ее правами и, разумеется, обязанностями.

Юридическая служба имеет право:

проверять соблюдение законности в деятельности структурных подразделений;

вносить руководству предложения об отмене незаконных распоряжений, изданных службами организации;

запрашивать у должностных лиц представления материалов, необходимых для осуществления функций, входящих в компетенцию службы;

с согласия руководителей структурных подразделений привлекать сотрудников к подготовке проектов локальных нормативных актов и других документов, а также к разработке и осуществлению мероприятий, проводимых юридической службой;

принимать участие в созываемых руководством совещаниях при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства, внутренних документов и к иным направлениям правовой работы;

поддерживать связь с органами государственной власти и управления, муниципального образования, судебными органами, учреждениями, общественными и иными организациями по предмету ведения юридической службы, определенному положением о юридической службе;

давать работникам и акционерам организации разъяснения по правовым вопросам;

не визировать представляемые на подпись руководству проекты локальных актов, не соответствующих действующему законодательству;

давать заключения с предложениями о законном порядке решения рассматриваемых вопросов.

Рекомендации юридической службы в пределах ее функций должны быть приняты к руководству и исполнению всеми структурными подразделениями и должностными лицами организации.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций несет руководитель службы.

Степень ответственности других сотрудников, заместителей, юрисконсультов устанавливается должностными инструкциями.

Руководитель и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов, актов и документов законодательству Российской Федерации.

Полезно знать следующие нормативно-правовые акты:

1. Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1972 г. N 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения».

2. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207 «Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Юридический отдел (далее — отдел) является структурным подразделением организации.

1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя (его заместителя по соответствующему направлению) N __________ от «___» ______ г.

1.3. Работники отдела назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения руководителя (его заместителя по соответствующему направлению) по представлению начальника отдела.

1.4. Юридический отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными актами субъекта РФ, учредительными документами и локальными актами предприятия, указаниями вышестоящего руководства, а также настоящим положением.

2. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

2.1. Структуру и штаты отдела по представлению начальника отдела утверждает руководитель организации.

2.2. Руководство службой осуществляет начальник отдела.

2.3. В состав отдела входят специалисты по: социально-трудовым вопросам: административным вопросам; гражданскому законодательству; процессуальному законодательству;

2.4. К решению разовых задач начальник отдела вправе предлагать вышестоящему руководству привлекать нештатных специалистов или организации на договорной основе.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

3.1. Правовое обеспечение деятельности организации и отстаивание ее законных интересов.

3.2. Сопровождение договорной и претензионно-исковой деятельности организации.

3.3. Осуществление правовой экспертизы локальных актов организации.

3.4. Консультирование должностных лиц и работников организации по юридическим вопросам.

4.1. Осуществляет юридическую экспертизу писем, гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых организацией с контрагентами.

4.2. Проводит подготовку к заключению гражданско-правовых договоров.

4.3. Участвует в переговорах с контрагентами предприятия по заключению договоров и соглашений.

4.4. Отстаивает интересы организации в установленном законодательством порядке. Ведет претензионно-исковую работу организации, готовит иски, отзывы, жалобы и передает их в судебные органы.

4.5. Ведет работу по исполнению судебных актов в интересах организации.

4.6. Участвует в переговорах по социально-трудовым вопросам между предприятием и государственными органами власти, органами местного самоуправления, работниками организации.

4.7. Участвует в переговорах по социально-трудовым спорам.

4.8. Участвует в переговорах по обсуждению и заключению коллективного договора между работодателем и работниками организации.

4.9. Готовит проекты и/или проводит юридическую экспертизу локальных нормативных актов организации.

4.10. Осуществляет мониторинг действующего законодательства РФ в части, касающейся деятельности организации. По заданию вышестоящего руководства готовит справочные материалы по вопросам действующего законодательства.

4.11. Консультирует руководство, должностных лиц и работников организации по юридическим вопросам.

4.12. Самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями организации готовит предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других актов организации.

4.13. Осуществляет методическое руководство деятельностью других структурных подразделений по юридическим вопросам.

4.14. Ведет в рамках своей компетенции делопроизводство, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.

4.15. Осуществляет организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.

4.16. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.

4.17. Проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.

Возложение на юридический отдел функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

Юридический отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

5.1. Давать рекомендации руководству и должностным лицам организации по юридическим вопросам.

5.2. Возвращать исполнителям на доработку документы, противоречащие законодательству Российской Федерации.

5.3. Вносить на рассмотрение руководству организации предложения о разработке локальных нормативных документов организации.

5.4. Получать для ознакомления и юридической экспертизы документы, поступающие в организацию на бумажных и магнитных носителях, а также по электронной почте.

5.5. Получать от подразделений организации документы, необходимые для работы отдела.

5.6. Участвовать в переговорах и вести переписку с контрагентами организации, государственными органами власти, органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

6.1. В процессе производственной деятельности организации отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.

7.2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

7.3. Начальник и другие сотрудники юридического отдела несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов, актов и документов законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.

8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.

Начальник юридического отдела

О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА

1. Юридическая служба федерального органа исполнительной власти (далее — юридическая служба) создана для правового обеспечения его деятельности.

Юридическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а также организациями, входящими в систему этого федерального органа.

Юридическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Типовым положением.

2. Основными задачами юридической службы является правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.

3. Юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке.

Структура юридической службы и штатная численность работников определяются руководителем федерального органа исполнительной власти.

4. Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти.

5. Руководитель (начальник) юридической службы должен иметь высшее юридическое образование и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

6. Юридическая служба:

а) подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;

б) проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

в) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

г) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в федеральный орган исполнительной власти;

д) визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти;

е) принимает участие в разработке предложений о совершенствовании государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и об уточнении полномочий федерального органа исполнительной власти;

ж) обобщает совместно с другими структурными подразделениями практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения о его совершенствовании и вносит их на рассмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти;

з) участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению руководителя федерального органа исполнительной власти проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;

и) участвует в проводимой структурными подразделениями работе по отбору и направлению нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

к) представляет в установленном порядке интересы федерального органа исполнительной власти в судах и других органах;

л) ведет систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов;

м) осуществляет методическое руководство правовой работой территориальных органов федерального органа исполнительной власти и организаций, входящих в систему этого федерального органа;

н) оказывает работникам федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и организаций, входящих в систему этого федерального органа, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти;

о) подготавливает для руководства федерального органа исполнительной власти справочные материалы по законодательству;

п) редактирует проекты нормативных правовых актов;

р) подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию федерального органа исполнительной власти;

с) осуществляет иные функции в соответствии с положением о юридической службе конкретного федерального органа исполнительной власти и иными актами этого федерального органа.

7. Юридическая служба имеет право:

а) запрашивать у структурных подразделений и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, а также организаций, входящих в систему этого федерального органа, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

б) привлекать с согласия руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти работников этих подразделений к подготовке проектов нормативных правовых актов, а также к разработке и осуществлению мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями;

в) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8. Руководитель (начальник) юридической службы вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством федерального органа исполнительной власти, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных участков правовой работы.

9. Руководитель (начальник) и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации.

10. Руководитель (начальник) юридической службы, обнаруживший нарушение законности в работе федерального органа исполнительной власти, обязан доложить об этом руководителю федерального органа исполнительной власти.

11. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.

«___»_____________ ______ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника юридического отдела.

1.2. Начальник юридического отдела назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя организации.

1.3. Начальник юридического отдела подчиняется непосредственно __________________.

1.4. На должность начальника юридического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности.

1.5. Начальник юридического отдела должен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации;

методические и нормативные материалы по правовой деятельности;

гражданское, трудовое, финансовое, административное право;

порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности организации;

порядок заключения и оформления хозяйственных, коллективных договоров, тарифных соглашений;

порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

основы экономики, организации труда, производства и управления;

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

правила и нормы охраны труда.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Примечание. Функциональные обязанности начальника юридического отдела определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности начальника юридического отдела и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств.

Начальник юридического отдела:

2.1. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и защиту его правовых интересов.

2.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует в случае необходимости в подготовке этих документов.

2.3. Принимает меры к изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства.

2.4. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, а также по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв организации.

2.5. Осуществляет методическое руководство правовой работой в организации, разъяснение действующего законодательства и порядок его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы.

2.6. Представляет интересы организации в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел.

2.7. Участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений в организации.

2.8. Возглавляет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, разрабатывает предложения об улучшении контроля соблюдения договорной дисциплины по поставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации.

2.9. Руководит подготовкой материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам, принимает меры к возмещению ущерба, причиненного организации.

2.10. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации.

2.11. Подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности.

2.12. Контролирует соблюдение в организации установленного законодательством порядка сертификации продукции, приемки товаров и продукции по количеству и качеству.

2.13. Организует систематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты, поступающие на предприятие, а также издаваемых его руководителем, обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применения современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.

2.14. Обеспечивает информирование работников организации о действующем законодательстве, организацию работы по изучению должностными лицами предприятия нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности.

2.15. Организует оказание юридической помощи общественным организациям предприятия, консультирование работников по правовым вопросам.

2.16. Руководит работниками отдела.

Начальник юридического отдела имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации о деятельности возглавляемого отдела.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководителя организации предложения об улучшении деятельности возглавляемого отдела.

3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями других структурных подразделений организации.

3.5. Подписывать (визировать) документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить руководству организации предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

3.7. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Начальник юридического отдела несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

4.3. Причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации, — в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.1. Режим работы начальника юридического отдела определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью начальник юридического отдела может выезжать в служебные командировки, в том числе местного значения.

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности отдела начальнику юридического отдела может выделяться служебный автотранспорт.

С инструкцией ознакомлен ________________/______________________

«____»_______________ _______ г.

«___»_______________ ____ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность юрисконсульта в организации.

1.2. Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя организации.

1.3. Юрисконсульт непосредственно подчиняется ____________.

1.4. На должность юрисконсульта предприятия принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее одного года.

1.5. Юрисконсульт должен знать:

законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность в организации;

методические и нормативные материалы по правовой деятельности;

гражданское, трудовое, финансовое, административное право;

порядок заключения и оформления хозяйственных, коллективных договоров, тарифных соглашений;

порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;

основы экономики, организации труда, производства и управления;

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

правила и нормы охраны труда.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Примечание. Функциональные обязанности юрисконсульта определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности начальника юридического отдела и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств.

2.1. Выполняет работу по соблюдению законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов.

2.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов.

2.3. Принимает меры к изменению или отмене правовых актов предприятия, изданных с нарушением действующего законодательства.

2.4. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, а также по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв организации.

2.5. Представляет интересы организации в суде, арбитражном суде, в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел.

2.6. Участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений в организации.

2.7. Ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практике заключения и исполнения хозяйственных договоров, разрабатывает предложения об улучшении контроля соблюдения договорной дисциплины по поставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации.

2.8. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации.

2.9. Подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности.

2.10. Осуществляет контроль соблюдения в организации установленного законодательством порядка сертификации продукции, приемки товаров и продукции по количеству и качеству.

2.11. Организует систематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты, поступающие в организацию, а также издаваемые его руководителем, обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применения современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.

2.12. Обеспечивает информирование работников организации о действующем законодательстве, а также организацию работы по изучению должностными лицами организации нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности.

2.13. Осуществляет консультирование работников по правовым вопросам.

Юрисконсульт в организации имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися деятельности возглавляемого отдела.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.3. Взаимодействовать с руководителями других структурных подразделений организации.

3.4. Подписывать (визировать) документы в пределах своей компетенции.

3.5. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию юрисконсульта.

3.7. Представлять интересы организации в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, в государственных органах, сторонних учреждениях и организациях, общественных организациях по вопросам правовой защиты интересов организации.

Юрисконсульт в организации несет ответственность за:

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.

3.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

3.3. Причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством РФ.

3.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации, — в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.1. Режим работы юрисконсульта определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

С инструкцией ознакомлен ______________/_____________________

Источник: http://www.mosuruslugi.ru/articles/598/